Прокурорская практика и нормативные документы: март 2024 года

После вмешательства прокуратуры снят незаконный арест с призового автомобиля

Судебным приставом-исполнителем Лев-Толстовского РОСП по исполнительному производству о взыскании с многодетного отца денежных средств арестован автомобиль «ЛАДА-217030».

В ходе прокурорской проверки установлено, что должник является главой семьи, вырастившей 8 детей. Машина получена семейством в качестве приза по результатам участия в областном публичном конкурсе на лучшее придомовое хозяйство и является имуществом, на которое в соответствии с законом взыскание не обращается.

В связи с этим прокуратурой Лев-Толстовского района принесены протесты на незаконные постановления о наложении ареста на транспортное средство. В адрес руководителя УФССП России по Липецкой области внесено представление.

Однако протесты необоснованно отклонены должностными лицами службы судебных приставов, в связи с чем их действия прокуратура обжаловала в судебном порядке.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда требования прокурора Лев-Толстовского района удовлетворены, постановления должностных лиц РОСП признаны незаконными. Арест с автомобиля снят. Права граждан полностью восстановлены.

Прокурором Лев-Толстовского района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу об убийстве

Прокурором Лев-Толстовского района Алексеем Козловым утверждено обвинительное заключение по расследованному следственным комитетом уголовному делу об убийстве 41-летнего местного жителя.

По версии следствия, в январе 2024 года 42-летняя женщина, находясь в состоянии алкогольного опьянения у себя дома в ходе ссоры со своим бывшим супругом ударила его кухонным ножом. От нанесенной ею раны мужчина скончался на месте происшествия.

Уголовное дело направлено в суд.

Санкция ч.1 ст.105 УК РФ предусматривает лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Прокуратурой пресечены нарушения закона при организации питания школьников

Прокуратурой Лев-Толстовского района проведена проверка исполнения требований законодательства при организации питания школьников в общеобразовательных учреждениях.

В ходе проверки установлено, что в трех школах требования СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 32 от 27.10.2020, не соблюдались. К примеру, в кладовых организаций обнаружены продукты с истекшим сроком годности, которые могли быть использованы для приготовления пищи детям.

Прокурором в адрес директоров школ внесены представления, по итогам рассмотрения которых нарушения закона устранены.

Об определении степени тяжести вреда здоровью в случае наступления у потерпевшего психического расстройства

Позиция Конституционного Суда РФ.

В постановлении Конституционного суда РФ от 11.01.2024 № 1-П указано, что, являясь частью механизма уголовно-правовой защиты личности от физического и психического насилия, статьи 111 и 112 УК РФ дифференцируют уголовную ответственность за умышленное причинение вреда здоровью по признаку степени тяжести такого вреда, т.е. с точки зрения последствий для здоровья потерпевшего. На законодательном уровне здоровье понимается как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.

С учетом этой дефиниции признается, что любой вред здоровью уменьшает состояние благополучия человека, однако мера такого уменьшения может быть разной, свидетельствуя о неодинаковой общественной опасности посягательств на здоровье.

Статья 111 УК РФ криминализирует умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, определяя такой вред альтернативными признаками: как опасный для жизни человека, или как повлекший потерю зрения, речи, слуха, потерю органа, утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или как выразившийся в неизгладимом обезображивании лица, или как вызвавший значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть либо заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности, - причем для признания такой тяжести вреда достаточно проявления как одного из этих признаков, так и любой их совокупности.

В свою очередь, статья 112 УК РФ устанавливает ответственность за умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, т.е. вреда, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, перечисленных в статье 111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья либо значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

Подобная дифференциация ответственности за преступления против здоровья носит объективный и обоснованный характер, учитывает не только взаимную соотносимость конкретных видов причиненного здоровью вреда, меру уменьшения физического, психического и социального благополучия, но и значимость психического здоровья для человека, направлена на эффективную защиту личной неприкосновенности, что отвечает требованиям Конституции РФ.

При этом уголовный закон лишь в общей форме определяет признаки вреда здоровью, что связано с отнесением вопросов охраны здоровья главным образом к сфере медицинского права, в котором могут быть учтены современные знания об организме человека, в том числе о его анатомии, психике и физиологии, и которое регулирует медицинскую, включая экспертно-медицинскую, деятельность.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 № 522 утверждены Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, в силу которых под причиненным здоровью вредом понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.

В свою очередь, согласно пункту 6.8 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Минздрава России от 24.04.2008 № 194н, возникновение психического расстройства должно находиться в причинно-следственной связи с причиненным здоровью вредом, т.е. быть его последствием. Это указывает на такой признак объективной стороны причинения вреда здоровью, как причинная связь психического расстройства с примененным насилием, и позволяет учесть наиболее типичные механизмы формирования подобных расстройств, но не конкретизирует ни характер, ни длительность расстройства, ни объем его фактического влияния на психическое здоровье.

Между тем нормативно-правовое регулирование в сфере отношений, связанных с оказанием психиатрической помощи, исходит из того, что наличие у лица психического расстройства может по-разному отражаться на его интеллектуальном и волевом уровне, в частности на способности к адекватному восприятию окружающей обстановки, к осознанию себя и к адекватному поведению.

Кроме того, надо учитывать, что иногда психическое расстройство может препятствовать выполнению отдельных трудовых функций, по сути приводя к утрате профессиональной трудоспособности, либо создавать предпосылки для повышенного и, как правило, нежелательного внимания со стороны работодателя, порождая неудобства для социального благополучия потерпевшего от преступления. В еще большей степени влияет на жизнь такого лица тяжелое психическое расстройство, возникшее вследствие примененного к нему насилия и вполне соотносимое с тяжким вредом здоровью.

Соответственно, часть 1 статьи 111 и часть 1 статьи 112 УК РФ, а также пункт 3 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, предполагают в качестве общего правила квалификацию насильственного деяния, повлекшего психическое расстройство потерпевшего, как причинения тяжкого вреда здоровью, который должен устанавливаться с учетом заключения судебно-медицинской экспертизы.

Вместе с тем, если наступившее вследствие причиненных повреждений психическое расстройство потерпевшего свидетельствует – согласно экспертному заключению - о неглубоком и кратковременном расстройстве психики, если отсутствуют основания для признания его недееспособным или ограничения его в дееспособности, если психическое расстройство не сопровождается стойкими или обостряющимися болезненными проявлениями, не создает медицинских противопоказаний к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности или деятельности, связанной с источником повышенной опасности, то такое психическое расстройство по своим последствиям не может автоматически приравниваться к тяжкому вреду здоровью.

Для физических повреждений - при отсутствии иных указанных в статье 111 УК РФ последствий - определяющими становятся критерии длительности расстройства здоровья или степени утраты общей трудоспособности, которые учитываются как в этой статье, так и в статье 112 УК РФ. В этой связи и в контексте принципов равенства и справедливости отсутствуют разумные конституционные основания не применять такого рода критерии и в случае причинения повреждений, которые повлекли психические расстройства, сами по себе не повлиявшие существенно на психическое и социальное благополучие потерпевшего. При этом последнее обстоятельство не презюмируется, а подлежит доказыванию в процедурах уголовного судопроизводства, что для определения степени психического расстройства предполагает в том числе проведение судебных экспертиз.

Утверждено новое положение о паспорте гражданина РФ

Постановлением Правительства РФ от 23.12.2023 № 2267 утверждено Положение о паспорте гражданина РФ, которое устанавливает порядок и сроки оформления, выдачи, замены, уничтожения паспорта гражданина РФ, срок действия паспорта и порядок его использования гражданином РФ, а также порядок изъятия недействительного паспорта, порядок ведения учета паспортов и их бланков.

Оформление, выдача, замена, а также уничтожение паспорта осуществляются МВД России и его территориальными органами.

Бланки паспортов, изготовленные до вступления в силу данного постановления будут использоваться до их израсходования. Паспорта, оформленные на старых бланках, действительны до наступления оснований их очередной замены.

Пунктами 4, 5 Положения установлен перечень сведений о личности гражданина РФ, которые обязательно вносятся в паспорт.

Кроме того, пункт 6 Положения содержит отметки, выставляемые в паспорт по желанию гражданина РФ, в частности:

- о регистрации и расторжении брака;

- о детях (гражданах Российской Федерации, не достигших 14-летнего возраста;

- о ранее выданных паспортах;

- о выданных действительных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории РФ;

- о группе крови и резус-факторе;

- об идентификационном номере налогоплательщика;

Наряду с изложенным, Положением предусмотрена возможность оформления паспортов с электронными носителями информации, в которых будут указываться биометрические персональные данные, содержащиеся на электронном носителе информации (цифровое фотографическое изображение лица владельца паспорта).

Обратиться за выдачей и заменой паспорта граждане могут лично в МВД России или его территориальные органы, МФЦ, а также посредством ФГИС «Госуслуги.ру».

Согласно пункту 25 Положения документы и личные фотографии для выдачи (замены) паспорта должны быть сданы гражданином РФ не позднее 90 календарных дней после наступления оснований для получения и замены паспорта.

В соответствии с пунктами 30,34 Положения срок оформления паспорта не должен превышать 5 рабочих дней со дня приема документов от заявителя.

При этом на период оформления нового паспорта гражданину РФ МВД России или его территориальным органом выдается временное удостоверение личности гражданина РФ.

Пунктом 31 Положения установлено, что паспорт выдается гражданину Российской Федерации при личном обращении. В случае признания заявителя недееспособным паспорт выдается его законному представителю.

О возможности установления осужденному запрета посещать места, в которых может регулярно находиться потерпевший, при назначении наказания в виде ограничения свободы

Позиция Конституционного Суда РФ

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31.01.2024 № 4-П указано, что возрастает потребность в предупреждении совершения осужденным новых преступлений в отношении гражданина, ранее потерпевшего от его противоправного деяния, тем более, если речь идет о преступлении, совершенном по мотивам личной вражды, ненависти или неприязненных отношений.

В частности, применительно к преступлению, предусмотренному статьей 119 УК РФ (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), органы государственной власти должны иметь средства для предупреждения насилия и на них возлагается обязанность предоставить потерпевшим при наличии обоснованных жалоб эффективную защиту от угроз как формы психологического насилия, при котором потерпевший может испытывать страх.

Ограничение свободы является наказанием, не связанным с изоляцией от общества, и заключается в установлении судом осужденному ограничений из числа перечисленных в части 1 статьи 53 УК РФ.

Риски того, что осужденный продолжит попытки контактов с потерпевшим после вынесения приговора, носят во многом не реальный, а вероятностный характер. Тем не менее, сам факт того, что осужденный находится на свободе и ему не запрещено появляться в местах, в которых может регулярно находиться потерпевший, может усиливать моральные страдания последнего, связанные с совершенным в отношении него преступлением, создавать у него объективно обоснованные опасения за свою безопасность, воспринимаемые им вследствие пережитого опыта как реальные.

Содержание предусмотренного частью 1 статьи 53 УК РФ ограничения, состоящего в запрете осужденному посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не исключает того, чтобы в конституционно-правовых целях обеспечения и защиты прав потерпевших рассматривать в качестве таких мест, при наличии оснований для этого, и места, в которых может регулярно находиться потерпевший (места проживания, работы, учебы и другие подобные по степени значимости места), а также включить в определение этих мест конкретное разумное расстояние от них.

Тем самым конкретизация мест, посещение которых ограничивается для осужденного на основании части 1 статьи 53 УК РФ, должна осуществляться (реализовываться) в каждом таком случае судом.

О праве работника на получение компенсации за неначисленные выплаты

Федеральным законом от 30.01.2024 № 3-ФЗ статья 236 ТК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.

При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

О порядке взаимодействия кредитора с должником в целях возврата просроченной задолженности

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон № 230-ФЗ) установлено, что при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или представитель кредитора вправе взаимодействовать с должником, используя:

1) личные встречи, телефонные переговоры, автоматизированного интеллектуального агента (непосредственное взаимодействие);

2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сети связи общего пользования или с использованием сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет», а также с использованием ФГИС «Госуслуги.ру» либо информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет»;

3) письменную корреспонденцию, доставляемую по месту жительства или месту пребывания должника операторами почтовой связи, курьером или специальными (курьерскими) службами доставки без непосредственного взаимодействия.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 04.08.2023 № 467-ФЗ (далее – Закон № 467-ФЗ) кредитные и микрофинансовые организации в случае принятия решения об осуществлении возврата просроченной задолженности физических лиц способами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Закона № 230-ФЗ, обязаны в течение 30 дней со дня вступления в силу Закона № 467-ФЗ направить в ФССП России соответствующее уведомление по форме, установленной приказом ФССП России от 12.01.2024 № 3.

ФССП России в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого уведомления включает кредитную или микрофинансовую организацию в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц. За рассмотрение такого уведомления плата не взимается. Кредитные и микрофинансовые организации, не направившие уведомление, утрачивают право взаимодействовать с должниками и иными лицами вышеуказанными способами.

place399870, Липецкая область, п. Лев Толстой, ул. Володарского, д. 29

phone+7 (474 64) 2-20-70

alternate_emaillevt@admlr.lipetsk.ru