Прокурорская практика и нормативные документы: май 2024 года

После вмешательства прокуратуры пострадавшему в учреждении дополнительного образования ребенку выплачена компенсация морального вреда

В Лев-Толстовском районе восьмилетний школьник упал с турника, расположенного в непредусмотренном для занятий спортом месте, - в коридоре учреждения дополнительного образования.

Ребенка госпитализировали, врачи диагностировали у него закрытый перелом плечевой кости.

Встав на защиту его прав, прокуратура Лев-Толстовского района предъявила в суд исковое заявление о взыскании с учреждения компенсации морального вреда, причиненного несовершеннолетнему.

Исковые требования прокурора удовлетворены. Размер компенсации составил 250 тыс. рублей.

По результатам рассмотрения гражданского дела в суде апелляционной инстанции решение по нему оставлено без изменения.

В настоящее время судебное решение исполнено.

Прокуратура потребовала оформить медицинскую лицензию в соответствии с законом

Прокуратура Лев-Толстовского района в ходе проведения проверки установила, что МБУ «Лев-Толстовский спортивный комплекс им. И.Г. Ковешникова» вопреки закону осуществлял медицинскую деятельность без лицензии.

При этом в учреждении открыт медкабинет, в котором работают две медицинские сестры. Его посетителями являются и взрослые, и дети.

Медицинская лицензия - неотъемлемый элемент регулирования и контроля в сфере указанной деятельности, играющий важную роль в обеспечении надлежащего качества и безопасности предоставляемых медуслуг.

В связи с этим прокуратура внесла руководителю спорткомплекса представление об устранении выявленных нарушений. В настоящее время учреждением принимаются меры к получению лицензии.

Также по постановлению прокурора директор учреждения привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ. Ему назначен штраф 30 тыс. рублей.

Прокуратура в арбитражном суде добивается признания сделки по сдаче в аренду муниципального имущества недействительной

В Лев-Толстовском районе директор местного муниципального предприятия незаконно распорядился помещением, принадлежащим районной администрации, и почти на год сдал его в аренду под офис обслуживания сотовой связи.

Согласие собственника при этом предприимчивый руководитель не получил. Требования ст.17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» о том, что заключение договора аренды в отношении муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов, проигнорировал.

Вышеописанные факты вскрылись в ходе прокурорской проверки.

Теперь арбитражный суд рассматривает иск прокуратуры области о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Введены обязательные требования к сдаче жилья в аренду

Федеральным законом от 23.03.2024 № 55-ФЗ внесены изменения в статью 30 Жилищного кодекса РФ, согласно которым собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма (в том числе краткосрочного найма), договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским и жилищным законодательством, при условии обеспечения соблюдения:

- прав и законных интересов соседей,

- правил пользования жилыми помещениями,

- правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,

- требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов,

- требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, включая предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В случае, если предоставление такого жилого помещения нарушает жилищные права граждан, проживающих в многоквартирном доме, в котором оно расположено, граждане, жилищные права которых нарушены, вправе обратиться за их защитой в суд.

Собственники аварийных домов смогут получать жилье по договорам социального найма вне очереди

Позиция КС РФ

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25.04.2023 № 20-П, ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его норм не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, является их проживание в жилых помещениях на основании договора социального найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся во внеочередном предоставлении жилья с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, а потому нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Кроме того, пункт 1 части 2 той же статьи по своему смыслу в системе действующего регулирования не исключает возможности предоставления жилых помещений малоимущим гражданам по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилье.

При этом внеочередное обеспечение жильем граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильем (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилье, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.

Вместе с тем, по мнению Конституционного Суда РФ, правовое регулирование не обеспечивало системной реализации права на жилище малоимущими гражданами, в связи с чем следовало исходить из того, что граждане, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Федеральным законом от 14.02.2024 № 14-ФЗ внесены соответствующие изменения в статьи 57 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

За распространение заведомо ложной информации о российской армии и преступления против безопасности государства грозит конфискация имущества

Федеральным законом от 14.02.2024 № 11-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, которыми расширен список преступлений, за которые может предусматриваться конфискация имущества.

Теперь такое наказание может быть назначено за публичное распространение заведомо ложной информации о Вооруженных Силах Российской Федерации и об исполнении госорганами их полномочий (статья 207.3 УК РФ), а также за публичные призывы к деятельности, направленной против безопасности государства (статья 280.4 УК РФ).

Ужесточена уголовная ответственность за указанные призывы, совершенные из корыстных побуждений или по найму, а также по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

В соответствии с внесенными изменениями конфискации подлежат деньги, ценности или иное имущество осужденного по указанным статьям, которые получены в результате совершения преступления или использованы для деятельности, направленной против безопасности России.

Согласно закону под деятельностью, направленной против безопасности Российской Федерации, понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных, в частности, статьями Уголовного кодекса Российской Федерации о наемничестве, геноциде, дезертирстве, неисполнении приказа, получении или даче взятки и бандитизме. Всего в этом перечне более 30 статей.

Соответствующие поправки внесены и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Кроме того, расширен перечень статей Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные по которым будут лишаться специальных, воинских или почетных званий, классных чинов и государственных наград.

К ним, в частности, отнесены статьи, касающиеся распространения фейков о российской армии, ее дискредитации, призывов к экстремизму, нарушению территориальной целостности Российской Федерации, деятельности, направленной против безопасности государства, призывов к введению санкций против России и ее граждан, реабилитации нацизма и содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных госорганов.

О правовом статусе «молодого специалиста»

Определение понятия «молодой специалист» содержится в пункте 6 части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

Так, молодой специалист – это гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией.

Федеральным законом от 22.04.2024 № 95-ФЗ внесены изменения в указанную норму Закона, согласно которым молодой специалист может иметь трудовой стаж, полученный в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, что не является препятствием к установлению такого правового статуса.

Основная помощь молодым специалистам оказывается на основании отраслевых и региональных документов. К таким мерам поддержки относятся:

- помощь в трудоустройстве;

- выплата подъемных;

- доплаты к заработной плате;

- компенсация аренды жилья молодым специалистам (семьям);

- компенсация расходов на проезд;

- предоставление ведомственного жилья;

- ипотека для молодых специалистов на льготных условиях;

- возмещение расходов на оплату детского сада и другие.

Льготы утверждаются приказами Президента, актами министерств, межведомственными соглашениями, коллективными договорами. Содействие начинается с предоставления рабочих мест в ряде отраслей по окончании профильной учебы. Финансовая помощь молодым специалистам, периодичность выплат (разовая, ежемесячная) различаются по сферам экономики.

О последствиях неисполнения гражданином обязательств по договору целевого обучения

Позиция КС РФ

Совокупностью положений части 6 статьи 71.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и абзаца 4 пункта 58 Положения о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2020 № 1681 установлено, что в случае неисполнения гражданином, принятым на целевое обучение в соответствии с частью 1 статьи 71.1 указанного Федерального закона, обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с возмещением заказчику целевого обучения расходов, связанных с предоставлением мер поддержки, такой гражданин выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучался, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на его обучение.

Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов - органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Абзацем 4 пункта 58 данного Положения предусматривается, что в случае, если гражданин не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения по образовательной программе (дней) от срока обучения по образовательной программе, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями (с учетом формы обучения и иных условий, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями).

Как отметил Конституционный Суд в определении от 13.02.2024 № 243-О, данное нормативное регулирование оправдано спецификой целевого обучения, основанного на договорных правоотношениях, правовая природа которого отличается от образования на общей конкурсной основе.

Соответственно, с учетом установления особых условий приема на целевое обучение по указанным образовательным программам, не исключающих отдельного конкурса в пределах установленной квоты, а также предоставления гражданину гарантий трудоустройства по его окончании, выплата штрафа в случае неисполнения гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении не может расцениваться как несовместимая с конституционными принципами равенства и справедливости и не нарушает баланса конституционно признанных интересов сторон соответствующих правоотношений.

О праве собственника транспортного средства требовать с нарушителя ПДД возмещения процессуальных издержек

Позиция КС РФ

Конституционным Судом РФ в определении от 13.02.2024 № 239-О проанализированы положения статьей 15, 16, 1064, 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в части возможности возмещения судебных издержек лицу, в отношении которого дело об административных правонарушениях, возбужденное на основании пункта 1 статьи 12.12 КоАП РФ,было прекращено в судебном порядке на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, поскольку было установлено, что в момент фиксации нарушения правил дорожного движения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами принадлежащее этому лицу транспортное средство находилось во владении и пользовании иного лица.

Как отметил Конституционный Суд собственник, доверивший свое транспортное средство другому лицу, обоснованно несет риск последствий, вызванных нарушением этим лицом правил дорожного движения с использованием транспортного средства такого собственника, в частности расходов, связанных с необходимостью доказывания своей невиновности в совершении административного правонарушения.

Лицо, нарушившее правила дорожного движения, даже если оно освобождается по нереабилитирующим обстоятельствам от административной ответственности за свои противоправные действия, в случае причинения вреда несет имущественную ответственность, в том числе и перед собственником транспортного средства.

Исходя из этого не Российская Федерация, а тот, кому было передано управление транспортным средством и вместо которого собственник транспортного средства был привлечен к административной ответственности, должен возмещать издержки, понесенные собственником транспортного средства для доказательства своей невиновности, в том числе и в части возможных расходов на оплату услуг защитника.

Таким образом, собственник транспортного средства вправе в исковом порядке требовать с непосредственного нарушителя правил дорожного движения возмещения названных издержек, связанных с вынесением согласно части 1 статьи 2.61 и части 3 статьи 28.6 КоАП РФ постановления по делу об административном правонарушении и его последующей отменой на основании части 2 статьи 2.61 КоАП РФ.

Об освобождении от комиссии банка при оплате коммунальных услуг

Распоряжением Правительства РФ от 27.04.2024 № 1059-р утвержден перечень категорий физических лиц, которые нуждаются в социальной поддержке и подлежат освобождению от комиссионного вознаграждения при перечислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

К таким категориям граждан отнесены лица старше 18 лет, входящие в состав многодетной семьи, пенсионеры, инвалиды, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Распоряжение вступает в силу с 1 июля 2024 г.

place399870, Липецкая область, п. Лев Толстой, ул. Володарского, д. 29

phone+7 (474 64) 2-20-70

alternate_emaillevt@admlr.lipetsk.ru