Прокурорская практика и нормативные документы: декабрь 2023 года

Нарушил закон – остался без автомобиля!

Приговором Чаплыгинского районного суда житель Лев – Толстовского района признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.3 УК РФ - Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию.

По итогам судебного разбирательства установлено, что в октябре 2023 года подсудимый, имея умысел на управление автомобилем, в нарушение п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, осознавая, что управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, запрещено, и, являясь подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ, умышленно управлял автомобилем и был остановлен инспектором ОДПС ОГИБДД МО МВД России «Данковский».

Судом назначено наказание в виде обязательных работ на срок 240 часов с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

Кроме того, в связи с тем, что подсудимый являлся собственником транспортного средства, которым он управлял в момент совершения преступления, данный автомобиль конфискован и обращен в доход государства.

О конфискации транспортного средства в связи с совершением преступления в сфере БДД

В целях ужесточения мер ответственности, связанных с совершением преступлений в сфере безопасности дорожного движения, в действующее уголовное и уголовно – процессуальное законодательство введена возможность конфискации транспортных средств.

Под конфискацией имущества понимается принудительное и безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства соответствующего имущества.

Данные изменения ужесточили ответственность водителей за опасные нарушения Правил дорожного движения.

Без автомобиля может остаться каждый, кто совершает следующие преступления:

- лица, неоднократно привлекавшиеся к ответственности за вождение в нетрезвом виде или имеющие судимость (ст. 264.1 Уголовного кодекса РФ);

- лицо, лишенное прав и получившее административное взыскание либо судимое за одно и то же правонарушение, неоднократно выезжает на встречную полосу или повторно превышает разрешенную скорость на 60 км/ч (ст. 264.2 Уголовного кодекса РФ);

- управление транспортным средством лицом, у которого аннулировано водительское удостоверение и которое было привлечено к административной ответственности или имеет аналогичную судимость (ст. 264.3 Уголовного кодекса РФ).

Конфисковать автомобиль можно только у собственника. То есть, если за рулем находился нетрезвый водитель, попавшийся второй раз за это нарушение в руки полиции, но при этом управлял машиной по доверенности, то собственника машины без его автомобиля не оставят.

Так, приговором Чаплыгинского районного суда житель Лев-Толстовского района признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.3 УК РФ - Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию.

По итогам судебного разбирательства установлено, что в октябре 2023 года подсудимый, имея умысел на управление автомобилем, в нарушение п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета министров Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, осознавая, что управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством, запрещено, и, являясь подвергнутым административному наказанию по ч. 4 ст. 12.7 КоАП РФ, умышленно управлял автомобилем и был остановлен инспектором ОДПС ОГИБДД МО МВД России «Данковский».

Судом назначено наказание в виде обязательных работ на срок 240 часов с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.

Кроме того, в связи с тем, что подсудимый являлся собственником транспортного средства, которым он управлял в момент совершения преступления, данный автомобиль конфискован и обращен в доход государства.

О создании системы поддержки волонтерства в России

Федеральным законом от 27.11.2023 № 558-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Так, установлено, что под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы (волонтеры), благополучатели.

При этом под добровольцами (волонтерами) понимаются физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях социальной поддержки и защиты граждан, подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов, содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе, содействия защите материнства, детства и отцовства, содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан и других.

Добровольческая (волонтерская) организация – некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, частного (в том числе общественного) учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), общественно полезного фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в вышеуказанных целях, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статьей 17.4 Закона № 135-ФЗ, изложенной в новой редакции установлено, что поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в следующих формах:

- финансовая поддержка, в том числе предоставление грантов и субсидий;

- организационная поддержка;

- информационная поддержка;

- консультационная поддержка;

- имущественная поддержка, в том числе предоставление помещений в безвозмездное пользование;

- методическая поддержка.

Информация об указанных мерах поддержки размещается в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства).

Вместе с тем, не допускается оказание финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимся коммерческими организациями.

Наряду с изложенным, законом установлено право добровольцев на возмещение расходов на обязательное медобследование, а также платное обучение для начала волонтерской деятельности.

Кроме того, опыт добровольческой деятельности будет учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.

Закон вступает в силу с 01.01.2024.

Об изменениях жилищного законодательства, касающихся обследования технического состояния многоквартирных домов

Федеральным законом от 27.11.2023 № 561-ФЗ в Жилищный кодекс РФ внесены изменения, касающиеся обследования технического состояния многоквартирных домов, включённых в региональную программу капитального ремонта.

Так, согласно ст. 167 ЖК РФ, изложенной в новой редакции, в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, оценки соответствия технического состояния таких многоквартирных домов и их систем инженерно-технического обеспечения нормативным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также определения возможности дальнейшей эксплуатации таких многоквартирных домов и (или) установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах с определением перечня и объема услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может проводиться обследование технического состояния таких многоквартирных домов.

При этом обследование технического состояния многоквартирного дома может быть проведено на основании правового акта субъекта Российской Федерации за счет средств субъекта Российской Федерации в случае, если соответствующие средства на проведение указанного обследования предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, а также на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с пунктом 1.3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, за счет средств собственников помещений в таком многоквартирном доме.

Во втором случае результаты обследования технического состояния многоквартирного дома, проведенного на основании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в таком многоквартирном доме, подлежат направлению в ответственный за реализацию региональной программы капитального ремонта и (или) краткосрочного плана ее реализации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен многоквартирный дом, в порядке, определенном указанным решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Результаты обследования технического состояния многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, являются основанием для внесения изменений в указанную программу.

Обследование технического состояния многоквартирного дома проводится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В случае проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в целях восстановления технического состояния этого многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме принимается без проведения общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В целях восстановления технического состояния многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, капитальный ремонт общего имущества в этом многоквартирном доме проводится без включения этого многоквартирного дома в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора.

Закон вступает в силу с 01.09.2024.

Использование одним из собственников общего имущества многоквартирного дома осуществляется в соответствии с решением общего собрания собственников помещений этого дома

Согласно пункту 1 статьи 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Частью 4 статьи 36 ЖК РФ закреплено, что по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Органом управления многоквартирного дома, к компетенции которого относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в этом доме, является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 и пункт 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 39 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда 04.12.2013, лицо, обладающее равными с другими собственниками правами владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом многоквартирного дома, вправе реализовать данное право лишь в случае достижения соглашения между всеми участниками долевой собственности.

Так, управляющая компания обратилась в суд с иском к К. о возложении обязанности демонтировать наружный блок кондиционера, установленный на фасаде многоквартирного дома с внешней стороны принадлежащей ответчику квартиры, и восстановить после демонтажных работ целостность фасада многоквартирного дома с приведением его в первоначальное состояние в соответствии с конструкцией и цветом фасада.

При рассмотрении данного дела судами был установлен факт размещения ответчиком внешнего блока кондиционера на фасаде (карнизе фасада) многоквартирного жилого дома, являющемся его ограждающей конструкцией и в силу приведенных норм закона относящемся к общему имуществу собственников помещений в этом доме.

Таким образом, использование фасада здания для размещения наружного блока кондиционера без соответствующего на то решения общего собрания собственников помещений в доме противоречит требованиям закона и подлежит признанию нарушающим права общей долевой собственности, принадлежащие всем собственникам помещений в многоквартирном доме.

Абонентские почтовые ящики подлежат содержанию управляющей организацией в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем выполнение им основного назначения

Из системного толкования положений частей 1, 11 и 23 статьи 161, пункта 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что требования, которые предъявляются к выполнению работ по управлению и техническому обслуживанию дома, все текущие и неотложные работы и услуги в отношении общего имущества многоквартирного дома считаются предусмотренными в договоре в силу правил содержания дома как объекта недвижимости и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные работы и услуги.

Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В силу подпунктов «д» и «ж» пункта 2 данных правил в состав общего имущества включается не только механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры), но и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома. При этом указанный перечень общего имущества не является исчерпывающим.

Приказом Минрегиона России от 01.06.2007 № 45 утверждено Положение о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, в котором содержатся рекомендации по содержанию и ремонту абонентских почтовых шкафов как объектов общедомового имущества.

Кроме того, в статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что под абонентским почтовым шкафом понимается специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений.

Согласно статье 31 Закона № 176-ФЗ абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов.

Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное установление на первых этажах многоквартирных жилых домов абонентских почтовых шкафов, которые являются общим имуществом многоквартирного дома.

Поскольку абонентские почтовые ящики относятся к общему имуществу многоквартирного дома, такое имущество подлежит содержанию управляющей организацией в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем выполнение им основного назначения.

При ненадлежащем состоянии абонентского почтового шкафа в подъезде многоквартирного дома он подлежит восстановлению (ремонту либо замене) управляющей организацией в счет установленной платы за содержание жилых помещений, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме.

Определение состава общего имущества многоквартирного дома регулируется федеральным законодательством. Отсутствие в договоре управления многоквартирным домом упоминания в составе общего имущества абонентского почтового шкафа не освобождает управляющую организацию от обязанности по восстановлению (ремонту либо замене) почтовых ящиков в случае их ненадлежащего технического состояния.

place399870, Липецкая область, п. Лев Толстой, ул. Володарского, д. 29

phone+7 (474 64) 2-20-70

alternate_emaillevt@admlr.lipetsk.ru