Прокурорская практика и нормативные документы: февраль 2024 года

После вмешательства прокуратуры ребенок-инвалид обеспечен лекарственными средствами

Прокуратура Лев-Толстовского района провела проверку по обращению законного представителя ребенка-инвалида о нарушении его прав на обеспечение лекарствами.

В ходе надзорных мероприятий установлено, что в соответствии с медицинскими назначениями несовершеннолетний пожизненно нуждается в предоставлении лекарственных препаратов.

В целях защиты прав ребенка на гарантированную медицинскую помощь, прокурор внес представление в адрес главного врача медицинского учреждения. Требования прокуратуры исполнены, ребенок обеспечен всеми необходимыми препаратами. Виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Должностное лицо привлечено к административной ответственности за невыполнение условий контракта в рамках национального проекта «Демография»

Прокуратурой Лев-Толстовского района проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд при реализации федерального проекта «Содействие занятости» в рамках национального проекта «Демография».

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства в действиях юридического лица – подрядчика по контракту, заключенному ОКУ «Центр занятости населения Липецкой области» на проведение текущего ремонта помещений филиала Лев-Толстовского ЦЗН.

По условиям контракта подрядчик обязался выполнить работы в течении 90 календарных дней с даты, следующей за датой его подписания.

Однако в установленный срок сдача объектов не произведена, не подписан акт приема-передачи.

По результатам проверки прокурором района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ в отношении должностного лица. По результатам рассмотрения административного материала назначено наказание в виде штрафа 50 тыс. руб.

О мерах социальной поддержки многодетных семей

Указом Президента РФ от 23.01.2024 № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» установлено, что многодетной семьей в Российской Федерации является семья, имеющая трех и более детей, статус которой устанавливается бессрочно.

Вместе с тем, предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.

Пунктом 3 Указа определены меры социальной поддержки таких семей, в частности, им в соответствии с законодательством Российской Федерации гарантируются

- предоставление государственных пособий и выплат в связи с рождением и воспитанием детей;

- предоставление мер поддержки в сфере трудовых отношений;

- досрочное назначение женщинам страховой пенсии по старости в связи с рождением и воспитанием трех и более детей;

- профессиональное обучение многодетных родителей и получение ими дополнительного профессионального образования в целях обеспечения их качественной занятости;

- право на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, выставок на территории Российской Федерации независимо от места жительства в порядке и на условиях, которые определены в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, регионам рекомендовано ввести, а также определить порядок и условия предоставления следующих дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей:

- бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет лекарственными препаратами по рецептам на лекарственные препараты;

- предоставление обучающимся общеобразовательных организаций бесплатного проезда автомобильным транспортом (за исключением такси) в городском и пригородном сообщении, городским наземным электрическим транспортом и метрополитеном;

- предоставление бесплатного питания обучающимся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

- обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций в соответствии с установленными нормативами одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения;

- прием детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, в первоочередном порядке;

- предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в размере не ниже 30 процентов от установленного размера оплаты;

- содействие в улучшении жилищных условий и предоставлении земельных участков, обеспеченных необходимыми объектами инфраструктуры.

Решено вести банк данных о многодетных семьях.

Ранее изданные указы по вопросам поддержки многодетных семей признаны утратившими силу.

«Родительский контроль» - способ защиты ребенка или сбора информации о частной жизни окружающих его людей?

Позиция Конституционного Суда РФ.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 18.01.2024 № 2-П указано, что само существо отношений любого из родителей и ребенка предполагает такую тесную эмоциональную связь между ними, при которой естественным стремлением родителя является получение информации о том, все ли в порядке в конкретный момент с его ребенком, не находится ли он в опасной или конфликтной ситуации, а также не имеются ли длящиеся во времени обстоятельства, которые негативно воздействуют на его развитие и воспитание, жизнь и здоровье.

Неблагоприятное воздействие на ребенка - особенно если оно осуществляется в домашних условиях - отличается высокой степенью латентности, с одной стороны, и высокой степенью опасности отдаленных последствий, обусловленных влиянием как на физическую неприкосновенность ребенка, так и на его формирующуюся психику, в том числе если имеет место длительное (систематическое) невыполнение одним из родителей обязанностей по воспитанию ребенка или использование недопустимых методов такого воспитания, с другой стороны.

В силу наличия у родителей прав и одновременно обязанностей защищать права, интересы и безопасность ребенка и вытекающей из них ответственности, а также природы отношений родителя и ребенка любой родитель, не лишенный родительских прав и не ограниченный в них, не должен лишаться возможности обеспечивать необходимые и достаточные меры защиты несовершеннолетнего ребенка, в том числе прибегая к доступным и не запрещенным законом инструментам.

Использование родителем программного средства родительского контроля в любом случае означает, по существу, собирание информации об отдельных аспектах частной жизни самого ребенка по мотивам заботы о ребенке, о его безопасности и для целей воспитания.

Использование на техническом устройстве открыто распространяемого программного средства родительского контроля с функциями прослушивания происходящего и осуществления соответствующей аудиозаписи предполагает или, во всяком случае, допускает, что под действие этих функций попадает не только сам ребенок, но и неопределенный круг лиц, а прежде всего - родитель, с которым ребенок постоянно проживает, либо при использовании такого программного средства именно этим родителем - родитель, с которым ребенок общается (у которого находится определенное время), а также другие члены их семей.

Сбор информации о ребенке в форме прослушивания и (или) аудиозаписи происходящего вокруг него по своему характеру не может не затрагивать прав и законных интересов лиц, с ним взаимодействующих или находящихся в одном пространстве, при этом фактически носит для них негласный (скрытый) характер.

В том числе в ходе восприятия соответствующих звуков (их записи) родителю ребенка объективно может становиться доступной не только информация в отношении самого ребенка, но и информация о частной жизни других лиц, их личной и семейной тайне. В связи с этим использование программного средства родительского контроля хотя и направлено на защиту интересов ребенка, но объективно (в силу технических особенностей его функционирования) создает и определенную угрозу охраняемым Конституцией РФ правам и законным интересам других лиц.

В то же время баланс права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, с одной стороны, и родительских прав и обязанностей по обеспечению безопасности и законных интересов ребенка с другой стороны, не может считаться нарушенным с учетом особой конституционной ценности детства, воспитания и развития детей в качестве важнейшего приоритета государственной политики России.

То обстоятельство, что в ходе использования программного средства в интересах обеспечения безопасности ребенка родителю стали известны сведения о частной жизни других лиц, составляющие их личную или семейную тайну, само по себе не свидетельствует о наличии состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 137 УК РФ, если отсутствует прямой умысел на собирание таких сведений (их целенаправленное добывание).

При решении вопроса о наличии в действиях лица состава преступления, предусмотренного частями 1, 2 статьи 137 УК РФ, суду необходимо устанавливать, охватывалось ли его умыслом, что сведения о частной жизни гражданина хранятся им в тайне.

При этом даже систематическое использование доступного и не запрещенного законом программного средства родительского контроля, в том числе после возникновения указанных обстоятельств, с учетом естественного родительского стремления убедиться в том, что ребенку в конкретный момент не угрожает опасность, само по себе - если не имеет места целенаправленное добывание таких сведений - не может быть истолковано как свидетельствующее о перерастании такого получения информации в умышленное собирание сведений о частной жизни, влекущее применение части 1 статьи 137 УК РФ.

По смыслу же правовой позиции Конституционного Суда РФ правомерное осуществление гражданином своих конституционных прав и свобод не должно влечь для него неблагоприятных правовых последствий, тем более в форме уголовной ответственности.

place399870, Липецкая область, п. Лев Толстой, ул. Володарского, д. 29

phone+7 (474 64) 2-20-70

alternate_emaillevt@admlr.lipetsk.ru