Прокурорская практика и нормативные документы: ноябрь 2023 года

Прокуратура Лев-Толстовского района пресекла нарушения антикоррупционного законодательства

Депутатами Совета депутатов Лев – Толстовского муниципального района Липецкой области допускались нарушения законодательства о противодействии коррупции: в представляемых ежегодно справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не в полном объеме отражались полученные доходы, а также сведения об имеющейся недвижимости.

Это выявила при проведении проверки прокуратура Лев-Толстовского района.

Например, один из депутатов не указал информацию о принадлежащих ему сооружениях площадью 1771, 3 кв.м и 3112, 6 кв.м в с. Золотуха, а также о земельном участке площадью 5000 кв.м в деревне с красивым названием Вишенки.

В адрес председателя районного Совета депутатов прокурором района Алексеем Козловым внесено представление. По результатам его рассмотрения нарушения закона устранены, 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Уголовное дело о незаконном обороте наркотиков

направлено в суд для рассмотрения по существу

Прокуратурой Лев-Толстовского района утверждено обвинительное заключение по уголовному делу о незаконном обороте наркотиков.

В ходе расследования по делу установлено, что житель Лев-Толстовского района, не имеющий регистрации на территории Российской Федерации осенью текущего года незаконно, без цели сбыта приобрел, путём сбора части дикорастущего растения конопля (растение рода Cannabis), содержащее наркотическое средство, общей массой 152,3 грамма, размер которого по действующему законодательству является крупным. Указанное наркотическое средство было приобретено для личного потребления и обвиняемый хранил наркотик в хозяйственной постройке на территории домовладения, по месту своего жительства до момента обнаружения и изъятия из незаконного оборота сотрудниками органов полиции.

Действия обвиняемого следствием квалифицированы по ч.2 ст.228 УК РФ, как незаконные приобретение, хранение без цели сбыта частей растений, содержащих наркотические средства, совершенные в крупном размере.

Признав собранные по делу доказательства законными, обоснованными и достаточными для подтверждения предъявленного обвинения, прокуратурой района уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Из зала суда

Приговором Чаплыгинского районного суда жительница Лев – Толстовского района признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.162 УК РФ - разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, с применением предметов, используемых в качестве оружия.

По итогам судебного разбирательства установлено, что в апреле 2023 года подсудимая, имея умысел на разбойное нападение в целях хищения чужого имущества в одном из сел Лев-Толстовского района, используя физическую силу открыла дверь и незаконно проникла в жилище потерпевшей, 1939 года рождения, применила в отношении последней насилие, опасное для её здоровья, используя при этом в качестве оружия деревянный рубанок, которым нанесла удары по голове, причинив телесные повреждения, после чего совершила хищение денежных средств в размере 6 000 рублей.

Судом назначено наказание в виде 7 лет 2 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Введена административная ответственность за нарушение запрета на перемещение (транспортировку) физлицами немаркированной никотинсодержащей продукции.

Федеральным законом от 19.10.2023 № 502-ФЗ внесены изменения в статью 14.53.1 КоАП РФ, которая при изложении в новой редакции регламентирует привлечение к административной ответственности за незаконное перемещение (транспортировку) физическими лицами табачной продукции и (или) никотинсодержащей продукции.

Так, согласно положениям указанной статьи, нарушение установленного законодательством Российской Федерации запрета на перемещение (транспортировку) по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции, табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками и (или) средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) никотинсодержащей продукции, не маркированной средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.21 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 25 тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения.

Диспансеризация по месту работы или учебы стала возможной.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28.09.2023 № 515н внесены изменения в Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 27.04.2021 № 404н (далее – Порядок).

Так, согласно абзацу 1 пункта 10 Порядка, изложенного в новой редакции, гражданин проходит профилактический медицинский осмотр и диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь, в том числе по месту нахождения мобильной медицинской бригады, организованной в структуре медицинской организации, в которой гражданин получает первичную медико-санитарную помощь.

При этом работники и обучающиеся в образовательной организации вправе пройти профилактический медицинский осмотр и (или) диспансеризацию в иной медицинской организации, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе по месту нахождения мобильной медицинской бригады, организованной в структуре иной медицинской организации (включая место работы и учебы).

Кроме того, Порядок дополнен пунктом 10.1, в соответствии с которым такая медицинская организация по согласованию с работодателем и (или) руководителем образовательной организации (их уполномоченными представителями) формирует предварительный перечень граждан для прохождения профилактических медицинских осмотров и (или) диспансеризации в иной медицинской организации, в том числе по месту работы и учебы, предусматривающий адрес, дату и время проведения профилактических медицинских осмотров и (или)диспансеризации, фамилию, имя, отчество (при наличии), возраст (дату рождения), номер полиса обязательного медицинского страхования, страховой номер индивидуального лицевого счета работника и (или) обучающегося.

Медицинской организацией указанный перечень граждан направляется в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, который осуществляет его сверку, в том числе на предмет исключения повторного в текущем году проведения профилактического медицинского осмотра или диспансеризации, а также доводит список граждан до страховых медицинских организаций путем размещения в государственной информационной системе обязательного медицинского страхования.

При проведении профилактического медицинского осмотра и диспансеризации информация о результатах приемов (осмотров, консультаций) медицинскими работниками, исследований и иных медицинских вмешательств, входящих в объем профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, представляется в ЕГИС в сфере здравоохранения.

Также медицинская организация обеспечивает передачу информации между медицинскими организациями, в которых граждане получают первичную медико-санитарную помощь.

Ограничено участие недобросовестных подрядчиков в торгах на проведение капремонта в жилых домах.

В целях привлечения к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов только квалифицированных подрядчиков постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2023 № 1690 внесены изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, содержащие дополнительные меры к исключению фактов участия недобросовестных подрядчиков в электронных торгах.

В частности, установлено, что компания-подрядчик, допустившая определенные нарушения, может быть исключена из реестра квалифицированных подрядных организаций и на 1 год отстранена от участия в электронных торгах, где распределяются контракты на проведение капремонта.

До принятия вышеуказанного постановления, компания могла быть исключена из реестра только за грубые нарушения, в т.ч. за неоднократный отказ от исполнения контракта по выигранному тендеру.

Вместе с тем, в настоящее время указанные санкции последуют за ряд нарушений, в числе которых также предоставление недостоверных сведений об организации, приостановление саморегулируемой организацией по жалобам граждан прав компании на выполнение отдельных видов работ.

Сотрудникам органов внутренних дел разрешено уходить на больничный на основании документов, выданных частными клиниками.

Конституционный суд защитил право полицейских при необходимости брать больничные в частных клиниках без риска быть уволенными за отсутствие на службе.

Так, в постановлении от 12.10.2023 № 47-п указано, что закон о службе в органах внутренних дел должен защищать права сотрудников, а не препятствовать получению ими дополнительной медицинской помощи.

С учетом того, что согласно Конституции Российской Федерации здоровье человека, как и его жизнь, является высшим благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а для сотрудников органов внутренних дел определенное состояние здоровья, кроме того, выступает и в качестве обязательного условия возникновения и сохранения служебных отношений, устанавливаемый законодателем порядок реализации предоставляемых данным лицам гарантий в сфере оказания медицинской помощи (в том числе особая процедура освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью) во всяком случае не должен приводить к не согласующимся с конституционными принципами справедливости и равенства последствиям, выражающимся в том числе в чрезмерном, выходящем за рамки конституционно допустимого, ограничении (умалении) конституционных прав и свобод данной категории граждан, и в первую очередь - их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также свободы труда и права на равный доступ к государственной службе.

В связи с тем, что законоположение части 1 статьи 65 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» полностью исключает возможность освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью на основании документа, выданного частной медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, даже при наличии исключительных обстоятельств, объективно требующих обращения в такую медицинскую организацию за получением медицинской помощи, и тем самым позволяет увольнять этого сотрудника в связи с отсутствием его на службе, вызванным временной нетрудоспособностью, по основанию, связанному с его виновным поведением, указанная норма признана противоречащей Конституции Российской Федерации.

Федеральному законодателю указано на необходимость внесения в действующее правовое регулирование изменений, предусматривающих условия и порядок освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью на основании документа, выданного другой - помимо ведомственной либо иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения - медицинской организацией в исключительных обстоятельствах, объективно требующих обращения в такую медицинскую организацию за получением медицинской помощи.

До внесения же соответствующих изменений отсутствие сотрудника органов внутренних дел на службе, вызванное оказанием ему медицинской помощи в частной медицинской организации при наличии соответствующих исключительных обстоятельств, не может служить – при их надлежащем подтверждении – основанием для увольнения сотрудника в связи с его виновным поведением.

Изменен порядок оформления участникам СВО ветеранских удостоверений

Приказом Министра обороны РФ от 23.09.2023 № 643 внесены изменения в Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.03.2023 № 111 (далее – Порядок).

В соответствии с п. 1 Порядка, изложенного в новой редакции, выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны либо упраздненными государственными органами, функции которых в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны, по рапортам (заявлениям) о выдаче удостоверений указанных лиц, а также в беззаявительном порядке участникам СВО.

В соответствии с п. 6 Порядка участникам СВО, получившим ранения, находящимся на излечении в военно-медицинских организациях Министерства обороны, выдача удостоверений может производиться кадровыми органами, осуществляющими организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии (центральной комиссии), ближайшими к месту дислокации военно-медицинских организаций Министерства обороны, в которых участники СВО, получившие ранения, находятся на излечении.

Пунктом 24 Порядка установлено, что удостоверение, оформленное участнику СВО, по решению руководителя кадрового органа направляется для выдачи по месту прохождения участником СВО военной службы или выдается участнику СВО (либо иному лицу по доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации) под расписку.

При этом удостоверение, оформленное участнику СВО, получившему ранение, направляется для выдачи в военно-медицинскую организацию Министерства обороны, в которой он находится на излечении, или выдается участнику СВО, получившему ранение (либо иному лицу по доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации), под расписку.

Урегулирован порядок возврата участникам СВО денег за турпутевки из фонда персональной ответственности туроператора.

Согласно изменениям в Закон об основах туристской деятельности мобилизованные, контрактники, добровольцы и члены их семей могут потребовать расторжения договора о турпоездке и возврата денег за путевку в течение 3 лет со дня его заключения.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2023 № 1714 урегулированы Правила возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, в том числе, в части возврата денег за турпутевки участникам СВО.

Деньги участникам СВО будут возвращать за счет собственных средств туроператора, а при их недостаточности - за счет фонда персональной ответственности туроператора.

При этом установлено, что срок возврата денежных средств составляет 10 дней с даты обращения.

Данные положения распространяют свое действие на договоры, заключенные с 01.09.2021.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2024 г.

Жилье для военнослужащих можно арендовать у единственного поставщика

Федеральным законом от 02.11.2023 № 510-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2023 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которыми в сфере аренды жилья для военнослужащих по контракту вместо конкурсных процедур введена закупка у единственного поставщика.

Так, часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ дополнена пунктом 63, в связи с чем закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае аренды жилых помещений, в том числе находящихся на территории иностранного государства, федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органами или учреждениями для их предоставления военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О преступлениях, связанных с предпринимательской деятельностью

Федеральным законом от 02.11.2023 № 524-ФЗ внесены изменения в статью 5 УПК РФ, согласно которым ее содержание дополнено пунктами 27.1 и 27.2.

Так, согласно п. 27.1 ст. 5 УПК РФ преступления, совершенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, предусмотренные статьями 20, 81.1, 108 и 164 УПК РФ, - преступления, совершенные индивидуальным предпринимателем в ходе осуществления им самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и (или) при управлении принадлежащим ему имуществом, используемым в целях такой деятельности.

Кроме того, в соответствии с п. 27.2 УПК РФ преступления, совершенные членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению данной организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, предусмотренные статьями 20, 81.1, 108 и 164 УПК РФ, - преступления, совершенные членом органа управления коммерческой организации при осуществлении им полномочий по управлению данной организацией либо в ходе осуществления коммерческой организацией самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, или иной экономической деятельности.

Речь идет о применении уголовного преследования, порядка изъятия и работы с вещественными доказательствами, о заключении под стражу, производстве следственных действий.

Для получения набора соцуслуг ветераны боевых действий и чернобыльцы должны обратиться в территориальный орган СФР

Постановлением Правительства РФ от 22.09.2023 № 1544 утверждены Правила обращения отдельных категорий граждан за предоставлением социальных услуг, которые определяют порядок обращения ветеранов боевых действий, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг.

В соответствии с п. 3 Правил заявление о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) подается гражданином (его представителем) в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года и действует с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления.

Формы таких заявлений утверждаются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил заявления, указанные в пункте 3 настоящих Правил, могут подаваться в территориальный орган:

а) в электронном виде с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;

б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

в) лично в территориальный орган;

г) через организацию федеральной почтовой связи.

При подаче заявления о предоставлении набора социальных услуг (социальной услуги) в территориальный орган лично или через многофункциональный центр гражданину разъясняются его права на получение социальных услуг, установленных частью 1 статьи 62 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Гражданам, подавшим заявления через организацию федеральной почтовой связи, с использованием единого портала, указанные разъяснения направляются вместе с уведомлением о принятии заявления.

В соответствии с пунктами 13,14 Правил Плата за предоставление гражданину набора социальных услуг (социальной услуги) осуществляется за счет установленной ему ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если гражданин, проживающий в стационарной организации социального обслуживания, по определенным причинам не может самостоятельно обратиться с заявлениями в территориальный орган, администрация указанной организации оказывает ему содействие в подаче заявления.

Согласно п. 15 Правил граждане, осужденные к лишению свободы, а также подозреваемые и обвиняемые, заключенные под стражу, подают соответствующее заявление через администрацию исправительного учреждения, следственного изолятора.

Право на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков услуги (товара), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем (продавцом) или нет.

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Вместе с тем пунктом 2 статьи 14 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается не только за самим потребителем, но и за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Таким образом, Законом о защите прав потребителей признается право на возмещение вреда вследствие недостатков товара (работы, услуги) и за потерпевшим, не состоявшим в договорных отношениях с продавцом (исполнителем).

К примеру, Ч. обратился в суд с иском к управляющей компании о возмещении ущерба, компенсации морального вреда и взыскании штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, ссылаясь на то, что его автомобиль был поврежден камнем, упавшим с крыши обслуживаемого ответчиком многоквартирного жилого дома.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о

том, что автомобиль истца поврежден в результате ненадлежащего выполнения ответчиком своих обязательств по содержанию общего имущества многоквартирного дома - крыши, в связи с чем возложил на управляющую компанию обязанность по возмещению данного ущерба.

Отказывая в компенсации морального вреда и взыскании потребительского штрафа, суд исходил из того, что Ч. не является собственником либо нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме, обслуживание и содержание которого осуществляется ответчиком, и, соответственно, не выступает потребителем предоставляемых управляющей компанией услуг.

Суды установили факт причинения истцу вреда вследствие ненадлежащего оказания ответчиком услуг потребителям.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда признала ошибочными выводы нижестоящих судов о неприменении к правоотношениям сторон Закона о защите прав потребителей (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 15.11.2022 № 16-КГ22-27-К4. Аналогичная правовая позиция изложена в определении от 08.08.2023 № 4-КГ23-37-К1).

Размещенное на сайте продавца предложение о продаже товара, обращенное к неопределенному кругу лиц и содержащее подробную информацию о товаре и его цене, является публичной офертой

После получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор на условиях публичной оферты продавец не вправе в одностороннем порядке изменить объявленную цену товара.

Согласно пункту 1 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

В силу пункта 2 статьи 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Аналогичное определение продажи товаров дистанционным способом дано в пункте 1 статьи 261 Закона о защите прав потребителей.

В соответствии с пунктом 12 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, при дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи (пункт 13 Правил).

При дистанционном способе продажи товаров продавец обязан разместить на сайте публичную оферту и обеспечить возможность ознакомления с ней потребителей.

Фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, который определяется моментом оформления заказа с присвоением ему номера, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе.

Продавец не вправе в одностороннем порядке изменять цену товара, определенную заключенным с потребителем договором купли-продажи

Исходя из положений статьи 310 ГК РФ в том случае, когда хотя бы для одной из сторон обязательство не связано с предпринимательской деятельностью, одностороннее изменение обязательства лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, возможно лишь в силу указания закона.

На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Согласно пункту 2 статьи 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В силу пункта 1 статьи 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи, либо, если она договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, по цене, определяемой в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК РФ, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.

Если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара (пункт 3 статьи 485 ГК РФ).

Таким образом, из содержания указанных выше норм права в их взаимосвязи следует, что, по общему правилу, пересмотр цены товара в зависимости от изменения стоимости составляющих его компонентов допускается в случае, когда в договоре купли-продажи предусматривается такая возможность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, данным законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем, импортером, владельцем агрегатора) в полном объеме в соответствии со статьей 13 этого же закона.

Пункт 2 статьи 16 Закона о защите прав потребителей устанавливает перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, к которым, в частности, относятся: условия, предоставляющие продавцу (изготовителю, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий), за исключением случаев, если законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления договором такого права.

Гостиница несет ответственность за действия своих сотрудников, допустивших нарушение прав постояльца

В соответствии со статьей 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 № 17 разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Так, Г. обратился в суд с иском к П., Р. и гостинице о взыскании ущерба, компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

В обоснование иска Г. указал, что сотрудник гостиницы неправомерно выдал П. дубликат ключа от номера истца в гостинице, после чего П. и Р. совершили кражу его имущества.

Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с П. и Р. денежных средств, суд первой инстанции сослался на вступивший в законную силу приговор, вынесенный в отношении указанных лиц. При этом суд отказал в удовлетворении иска к гостинице, сославшись на то, что гостиница не несет ответственности за вред, причиненный преступлением П. и Р.

С такими выводами согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда отменила состоявшиеся по делу судебные постановления в части отказа во взыскании

компенсации морального вреда и направила дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав следующее.

Поскольку при рассмотрении спора было установлено, что работник гостиницы выдал дубликат ключа от номера истца посторонним лицам, суду в соответствии с требованиями статей 67, 198 ГПК РФ надлежало дать оценку действиям исполнителя гостиничных услуг с точки зрения нарушения прав потребителя, что сделано не было.

(Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей, утв. Президиумом ВС РФ от 18.10.2023)

При возврате товара ненадлежащего качества потребитель имеет право на возмещение убытков

По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 13 Закона о защите прав потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать от продавца возмещения причиненных убытков.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 18 названного закона потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В силу пункта 4 статьи 24 Закона при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 № 17 разъяснено, что убытки, причиненные потребителю в связи с нарушением изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, подлежат возмещению в полном объеме, кроме случаев, когда законом установлен ограниченный размер ответственности. При этом следует иметь в виду, что убытки возмещаются сверх неустойки (пени), установленной законом или договором, а также что уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают лицо, нарушившее право потребителя, от выполнения в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем (пункты 2, 3 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).

Под убытками понимаются расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При определении причиненных потребителю убытков суду следует исходить из цен, существующих в том месте, где должно было быть удовлетворено требование потребителя, на день вынесения решения, если законом или договором не предусмотрено иное.

Учитывая это, при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, связанных с возвратом товара ненадлежащего качества, суд вправе удовлетворить требование потребителя о взыскании разницы между ценой такого товара, установленной договором купли-продажи, и ценой аналогичного товара на дату удовлетворения данного требования.

Приведенные выше нормы права и разъяснения Пленума Верховного Суда направлены на защиту интересов потребителя, имеют целью предоставить ему возможность приобрести аналогичный товар, не переплачивая, если за тот период, пока потребитель требовал восстановления своих прав, цена на товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, увеличилась.

Сайты с призывами к финансированию ВСУ подлежат блокировке во внесудебном порядке

Федеральным законом от 02.11.2023 № 526-ФЗ внесены изменения в статью 15.3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Так, частью 1 указанной статьи, изложенной новой редакции, установлено, что в случае обнаружения в сети «Интернет», распространяемой с нарушением закона информации, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

При этом к видам распространяемой с нарушением закона информации, наряду с иными, относятся:

- распространяемая под видом достоверных сообщений недостоверная информация, содержащая данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности;

- информация, направленная на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности;

- информация, содержащая предложение о финансировании противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий, контртеррористической операции или иных действий с применением вооружения и военной техники, участие в которых принимает Российская Федерация, а также сведения о возможных способах осуществления такого финансирования;

- информация, содержащая призывы к введению в отношении Российской Федерации, ее граждан либо российских юридических лиц политических, экономических и (или) иных санкций;

- информация об осуществлении сбора пожертвований в связи с совершением централизованными религиозными организациями и религиозными организациями, входящими в их структуру, религиозных обрядов и церемоний в нарушение требований пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

- сведения, позволяющие получить доступ к информации, распространяемой с нарушением закона.

Кроме того, Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» дополнен нормой о том, что централизованные религиозные организации и входящие в их структуру религиозные организации, а также уполномоченные ими лица имеют исключительное право на сбор пожертвований для совершения обрядов и церемоний.

Уточнены полномочия органов местного самоуправления при реализации молодежной политики

Федеральным законом от 02.11.2023 № 517-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 30 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ, изложенной в новой редакции, установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, участие в реализации молодежной политики, разработка и реализация мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи, разработка и реализация муниципальных программ по основным направлениям реализации молодежной политики, организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики в поселении.

Также в соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью, участие в реализации молодежной политики, разработка и реализация мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи, разработка и реализация муниципальных программ по основным направлениям реализации молодежной политики, организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики.

Органы местного самоуправления муниципальных, городских округов и внутригородских районов наделены аналогичными полномочиями, которые осуществляются ими на территории соответствующего муниципального образования.

Конституционный Суд РФ разъяснил возможность восстановления на службе после оправдательного приговора

В постановлении КС РФ от 08.11.2023 № 51-п указано, что cогласно пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» контракт о прохождении службы в органах внутренних дел подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.

Прекращение служебных отношений по данному основанию обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти, возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.

При этом нельзя не учитывать, что проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, имея сложную правовую природу, может характеризоваться не только нарушением нравственных принципов и норм, но и наличием признаков неправомерных деяний, ответственность за которые наступает в соответствии с нормами различных отраслей права.

Факт совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, влекущий его увольнение со службы, обычно устанавливается по результатам служебной проверки.

При этом сотрудник органов внутренних дел может быть уволен за совершение деяния, образующего проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, одновременно имеющего признаки иного противоправного поведения, и до его привлечения к соответствующему виду юридической ответственности. Однако если в ходе служебной проверки будет установлено, что такое деяние содержит признаки преступления, то сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия, а при обнаружении в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке.

Следовательно, сотрудник органов внутренних дел может быть привлечен к ответственности за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, до вынесения по возбужденному уголовному делу приговора или иного итогового решения, если свидетельствующие о виновном совершении такого проступка факты (данные) допускают в соответствии с действующим регулированием их выявление и квалификацию в рамках служебной проверки.

Вместе с тем, если вывод о совершении порочащего проступка основан на данных из постановления о возбуждении уголовного дела, то это еще не значит, что оправдательный приговор влечет безусловное восстановление на службе. Недоказанность вины освобождает только от уголовного преследования, но не исключает оценку поведения сотрудника как дискредитирующего. Однако при этом наличие оправдательного приговора обязывает суд обосновать свой отказ в иске о восстановлении на службе.

Течение срока исковой давности в случае возврата встречного иска

В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» (далее – ППВС № 43) отмечено, что в силу п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.

Давая разъяснение по вопросам практики применения названной нормы, Верховный Суд РФ исходил из того, что подтверждением соблюдения заинтересованным лицом установленного порядка обращения в суд, прежде всего, является принятие соответствующего заявления к производству. Таким образом, только при условии принятия к производству искового заявления исковая давность в силу п. 1 ст. 204 ГК РФ не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права. Соответственно, указанные последствия не применяются, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено.

Указанные разъяснения в полной мере применимы и к встречному исковому заявлению.

В случае возврата встречного искового заявления, положения п. 1 ст. 204 ГК РФ не подлежат применению, течение срока исковой давности не приостанавливается.

Течение срока исковой давности в случае привлечения к участию в деле соответчика по иску

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно пункту 1 статьи 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. При этом исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (абзац первый пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Изложенное означает, что само по себе истечение срока исковой давности по требованиям к одному или нескольким ответчикам не препятствует рассмотрению судом иска по существу и вынесению соответствующего решения.

Вместе с тем, если о пропуске срока давности заявит ответчик, то это будет являться основанием к вынесению судом решения об отказе в иске только по одной этой причине.

Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

На основании пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Из совокупности приведенных норм, взятых в их системной и смысловой взаимосвязи, следует, что течение срока исковой давности может быть остановлено не просто предъявлением иска в суд, содержащего те или иные требования, но предъявлением его к надлежащему ответчику (ответчикам). Данный вывод подтверждается разъяснениями, данными в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», из которых следует, что в случае замены ненадлежащего ответчика надлежащим исковая давность по требованию к надлежащему ответчику не течет лишь с момента заявления ходатайства истцом или выражения им согласия на такую замену.

Исходя из положений статьи 250 ГК РФ, надлежащими ответчиками по иску о переводе прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи, совершенному с нарушением преимущественного права на приобретение, являются продавец и покупатель такого имущества.

Таким образом, предъявление соответствующего иска лишь к продавцу имущества означает, что он был предъявлен не ко всем надлежащим ответчикам, и поэтому срок исковой давности в отношении требований к покупателю имущества после подачи иска течь не перестал.

В соответствии с абзацем 3 пункта 10 ППВС № 43 в том случае, если с этой даты на момент заявления ходатайства о привлечении покупателя в качестве соответчика истекло более трех месяцев, то суд по заявлению данного покупателя о применении срока исковой давности должен отказать в удовлетворении требований истца.

Размещение фотографии самого худшего работника на информационном стенде без его письменного разрешения

Изображению гражданина предоставляется правовая охрана в соответствии с гражданским законодательством.

В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

3) гражданин позировал за плату.

При этом в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»» под общественными интересами следует понимать не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

В свою очередь, публичный интерес имеет место, если гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым. Также публичный и государственный интерес имеет место, когда обнародование и использование изображения гражданина необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения) (пункт 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», далее – ППВС № 25).

Совершенно очевидно, что размещение на информационном стенде фотографии работника, сопровождающейся сведениями о том, что он является худшим работником, не может рассматриваться как преследующее государственные, публичные или общественные интересы, а также подпадать под иные исключения, предусмотренные пунктом 1 статьи 152.1 ГК РФ.

При этом следует учитывать, что в случае возникновения спора обязанность доказать получение соответствующего согласия гражданина на основании статьи 56 ГПК РФ будет возложена на лицо, осуществившее размещение фотографии на стенде (пункт 48 ППВС № 25).

В связи с изложенным использование изображения гражданина без его согласия дает последнему право требовать пресечения или запрещения действий по использованию такого изображения (пункт 2 статьи 150 ГК РФ), а также компенсации морального вреда (статья 151 ГК РФ). При этом суды отмечают, что при нарушении личного неимущественного права на изображение причинение нравственных страданий предполагается и доказыванию не подлежит.

Компенсация морального вреда, причиненного травмированием ребенка, находившегося под надзором образовательной организации во время проведения школьных уроков

Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 26.01.2010 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» (далее – ППВС № 1), установленная пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Таким образом, на потерпевшем лежит обязанность доказать факт причинения вреда, его размер, а также то обстоятельство, что причинителем вреда является именно то лицо, которое указывается в качестве ответчика (причинную связь между его действиями (бездействием) и нанесенным ущербом).

В соответствии со статьей 151, пунктом 1 статьи 1099 и пунктом 1 статьи 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениями, содержащимися в пункте 32 ППВС № 1, причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, поэтому потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.

Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

Положениями пункта 9 части 1 статьи 34 Закона № 273-ФЗ к основным правам обучающихся отнесено академическое право на охрану жизни и здоровья.

В силу части 2 статьи 41 Закона № 273-ФЗ организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает организацию оказания первой помощи обучающимся в период их пребывания в этой организации. Первую помощь вправе оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья педагогические работники и иные лица при наличии соответствующих подготовки и (или) навыков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1073 ГК РФ, если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

Данной нормой устанавливается презумпция виновности образовательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения. От ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним во время нахождения в воспитательном учреждении, оно может быть освобождено только в том случае, если бы в суде был доказан факт, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора.

Обновлен порядок информирования граждан о полагающихся им мерах соцподдержки при наступлении определенных жизненных событий

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2023 № 1910 утверждены Правила информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее – Правила).

В соответствии с Правилами гражданину предоставляется:

1) персонифицированная информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события:

- перечень положенных гражданину мер социальной защиты;

- перечень назначенных гражданину мер социальной защиты;

- статус рассмотрения обращения гражданина;

2) неперсонифицированная информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события:

- порядок, условия и способы получения мер социальной защиты;

- меры социальной защиты, предоставляемые гражданину на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

- перечень документов, необходимых для получения мер социальной защиты;

- сведения об организациях, предоставляющих меры социальной защиты;

- иная информация, необходимая для решения задач по информированию граждан в соответствии с Правилами.

Информирование гражданина осуществляется в автоматизированном режиме на основании возникновения жизненного события, информация о котором сформирована в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», а также на основании обращения гражданина.

Информирование гражданина осуществляется:

- с использованием личного кабинета на едином портале путем автоматического предоставления персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты, сформированной на единой цифровой платформе;

- с использованием единого телефонного номера участниками информирования;

- при личном посещении гражданином органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров.

Для предоставления персонифицированной информации о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты необходима идентификация гражданина.

Основным идентификатором при обработке обращения гражданина является страховой номер индивидуального лицевого счета в совокупности с информацией о фамилии, имени, отчестве (при наличии), полученной от гражданина при поступлении от него обращения.

При предоставлении персонифицированной информации посредством единого портала идентификация гражданина осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

При предоставлении персонифицированной информации посредством единого телефонного номера идентификация гражданина осуществляется с помощью секретного кода при одновременном совпадении телефонного номера обратившегося гражданина с телефонным номером, указанным гражданином при установлении секретного кода.

В случае несовпадения телефонного номера обратившегося гражданина с телефонным номером, указанным гражданином ранее, помимо секретного кода гражданину необходимо назвать данные документа, удостоверяющего личность, и СНИЛС.

При личном посещении гражданами участников информирования идентификация граждан проводится по документу, удостоверяющему личность, и СНИЛС.

О взыскании алиментов на детей при отмене судебного приказа

В постановлении Конституционного Суда РФ от 20.11.2023 № 53-п указано, что взыскание алиментов на несовершеннолетних детей является одним из способов реализации конституционных положений о защите детства.

В соответствии с абзацем 5 статьи 122 ГПК РФ судья выдает судебный приказ, если заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц.

По смыслу статьи 129 ГПК РФ в случае отмены судебного приказа, вынесенного в пользу взыскателя алиментов на несовершеннолетних детей, гарантией реализации его права на судебную защиту служит возможность предъявления им тех же требований, по которым вынесен судебный приказ, в порядке искового производства.

Однако эта гарантия является действенной только при условии, что лицо, обращаясь в суд с иском после отмены судебного приказа, может рассчитывать на удовлетворение своих требований в объеме, соразмерном предусмотренному отмененным судебным приказом.

Между тем, согласно пункту 2 статьи 107 СК РФ алименты за прошедший период могут быть взысканы лишь в пределах 3 лет с момента обращения в суд, если до того принимались меры к их получению, но обязанное лицо уклонялось от уплаты. В отношении данной нормы Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что она направлена на поддержание баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей в рамках алиментных отношений, в том числе во взаимосвязи с нормами о доказательствах и доказывании в гражданском процессе.

Установление трехлетнего срока, в пределах которого алименты могут быть взысканы за прошлое время, и исчисление этого срока с момента обращения в суд призваны обеспечить определенность и предсказуемость правового положения сторон алиментного обязательства.

Вместе с тем данное правовое регулирование не учитывает тех ситуаций, когда обращению в суд с иском о взыскании алиментов предшествовала отмена судебного приказа, в соответствии с которым алименты взыскивались за больший период. Взыскатель по судебному приказу правомерно рассчитывает на вытекающую из юридической силы этого акта определенность своего правового статуса на протяжении всего периода действия судебного приказа, что, в свою очередь, означает отсутствие у него объективной необходимости обращаться к суду с целью повторного рассмотрения вопроса о взыскании алиментов до того, как судебный приказ будет отменен.

Однако в случае отмены судебного приказа о взыскании алиментов на основании статьи 129 ГПК РФ и последующего обращения в суд с теми же требованиями в порядке искового производства истец в своих притязаниях на ретроспективное взыскание алиментов оказывается ограничен пресекательным сроком, что не позволяет защитить права взыскателя и его несовершеннолетних детей эффективно и в полном объеме.

Таким образом, невозможность взыскать алименты в порядке искового производства с даты, обусловленной исполнением судебного приказа, означает, что лицо, добросовестно предпринявшее необходимые действия для судебной защиты прав несовершеннолетних детей, не может получить ее в полном (адекватном) объеме.

Более того, такая ситуация фактически поощряет недобросовестного плательщика алиментов в его стремлении уклониться от обязанности по уплате алиментов в расчете на последующую отмену судебного приказа за пределами трехлетнего срока, что сделает невозможным взыскание алиментов за все время с момента первоначального обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.

В связи с изложенным, статья 129 ГПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой допускаемая в судебной практике отмена судебного приказа о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей при поступлении возражений относительно его исполнения по истечении значительного срока со дня его вынесения не сопровождается в системе действующего правового регулирования гарантиями возможности удовлетворения в порядке искового производства требований взыскателя алиментов за период, за который алименты подлежали взысканию согласно судебному приказу.

Федеральному законодателю надлежит, исходя из требований Конституции РФ и с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в Постановлении от 20.11.2023 № 53-п, внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

Впредь до введения соответствующего регулирования исковые требования о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, заявленные после отмены судебного приказа в связи с возражениями должника за пределами предусмотренного срока, могут быть удовлетворены за весь период, указанный в судебном приказе.

О введении института репатриации в России

Указом Президента РФ от 22.11.2023 № 872 внесены изменения в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637.

Так, в рамках Госпрограммы с 01.12.2024 вводится институт репатриации.

В частности, под репатриантом понимается соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе в порядке, установленном разделом VII1 Государственной программы, из числа:

- граждан РФ, постоянно проживавших за ее пределами по состоянию на 24.02.2022;

- лиц, которым в установленном порядке был оформлен выход из гражданства РФ на основании их добровольного волеизъявления;

- лиц, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР и имевших в прошлом гражданство СССР;

- лиц, имеющих родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы РФ и имевших соответствующую гражданскую принадлежность.

Решение о предоставлении статуса участника (члена семьи участника) Государственной программы или об отказе в предоставлении такого статуса принимается территориальным органом МВД РФ по субъекту РФ, в котором реализуется соответствующая региональная программа переселения, по согласованию с органами ФСБ и с учетом решения уполномоченного исполнительного органа субъекта РФ, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

При этом репатрианты вправе избрать для переселения любой субъект РФ, в том числе не участвующий в реализации Государственной программы.

place399870, Липецкая область, п. Лев Толстой, ул. Володарского, д. 29

phone+7 (474 64) 2-20-70

alternate_emaillevt@admlr.lipetsk.ru